
Война оставила свой след на всем, к чему прикоснулась: пострадали экономические, политические и производственные сферы. Вынужденный уклад жизни не обошел стороной и образовательную систему. Но несмотря на все трудности, обучение в школах и университетах активно продолжалось.
Накануне войны в области насчитывалось 1827 школ, в том числе 137 средних, 433 неполных средних и 1257 начальных. Классной площадью школы в основном были обеспечены, хотя односменные занятия проводились только в отдельных школах (Змеевская НСШ Первомайского района, Крюковская СШ Мичуринская района, Сатинская СШ Красивского района и ряд других), а в большинстве школ занимались в две смены. В сельских школах во вторую смену учились 38,3 % всех учащихся; в городах в две смены работали все школы. Двухсменные занятия особенно мешали работе сельских школ: они были недостаточно обеспечены керосином, а в числе учащихся 5–10-х классов было много таких, которые жили за несколько километров от школы. В силу этого затруднялась организация внеклассных занятий, в ряде школ затруднялась и работа на последних уроках второй смены.
Ввиду того, что значительная часть школ занималась в приспособленных зданиях, многие классы имели недостаточную площадь и кубатуру: в среднем по области на каждого ученика приходится 0,99 кв. м классной площади вместо установленных 1,25 кв. метров. Это положение в предвоенные годы постепенно исправлялось за счет строительства новых зданий и пристройки к существующим.
Минимумом учебного инвентаря были обеспечены все школы. Так, к началу 1941-1942 учебного года требовалось изготовить 6544 парты, 430 классных досок, 426 ученических столов. Почти весь этот инвентарь был своевременно изготовлен. А вот обеспечение мелким хозяйственным инвентарем (баки, кружки, часы, лампы) ввиду отсутствия их в сельской торговой сети оставляло желать лучшего. В значительной части районов школы не имели достаточного количества противопожарного инвентаря, огнетушителей не было в абсолютном большинстве сельских школ. Самым большим затруднением в работе школ было плохое обеспечение большинства из них топливом из-за несвоевременного подвоза заготовленного топлива школам.
Учебники и тетради учащиеся получали бесплатно — школы приобретали их в системе райпотребсоюзов. Имелись случаи, когда сельпо и культмаги РПС отказывались подбирать школам нужный ассортимент тетрадей, в результате чего отдельные школы получали тетради только одного линнажа, и все классы писали или на тетрадях в одну линейку или на тетрадях в три линейки.
Педагогическими кадрами школы были полностью укомплектованы. Однако их состав по уровню подготовки не удовлетворял предъявляемым требованиям. В школах области работало 11327 учителей (без учета преподавателей пения, рисования и физкультуры); из них 4371 человек не имел законченного специального образования, необходимого для успешной работы в соответствующем звене школы, что составляло 39 % всего педагогического состава. Эти учителя были предупреждены облоно о том, что они будут отстранены от работы, если не включатся в заочное обучение. Часть учителей, не имеющих должной подготовки, плохо справляющихся с работой, были освобождены от работы или переведены на работу в низшее звено школы.
В организации учебной работы особое внимание уделялось повышению грамотности учащихся, развитию их устной и письменной речи. В качестве письменных работ перестали употреблять только контрольный диктант, учащиеся стали писать изложения и сочинения. Этому особенно способствовала инструкция Наркомпроса о переводных и выпускных испытаниях в школах, которая исключила диктант из 7-го класса, как письменное испытание по русскому языку, и включила изложение. В качестве других форм развития письменной речи практиковались ведение творческих тетрадей, словариков и дневников для внеклассного чтения, письмо деловых бумаг.
Большое значение имела внеклассная работа: проведение экскурсий по изучению истории родного края (в Тамбове была создана детская экскурсионная станция), олимпиад детского творчества, спортивных соревнований и т.п.
Война внесла огромные изменения во все сферы жизни общества, в том числе и в работу школ. С начала июля 1941 г. в области началось развертывание широкой госпитальной сети — под госпитали, как правило, отдавались школьные здания. Нахлынули проблемы с обеспечением топливом, учебно-наглядными пособиями, педагогическими кадрами. И все же школы работали — дети по-прежнему приходили на занятия, а учителя делились с ними не только своими знаниями, но и теплом, заботой и — нередко — хлебом насущным.
Несмотря на военную обстановку в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе проводились некоторые реформы. В соответствии с постановлением СНК СССР от 16 июля 1943 года с 1943/1944 учебного года в школах крупных республиканских и областных городов и промышленных центров было введено раздельное обучение мальчиков и девочек (охватило 1/5 всех школ страны). Постановлением СНК СССР от 8 сентября 1943 г. с 1944/45 учебного года было установлено обязательное обучение детей с семилетнего возраста. Это ликвидировало разрыв между детским садом и школой. В январе 1944 г. была введена цифровая пятибалльная система оценки знаний учащихся. 21 июня 1944 г. СНК СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Вместо ежегодных проверочных испытаний вводились экзамены на аттестат зрелости для оканчивающих СШ, выпускные экзамены за курс семилетней школы, а также переводные экзамены в 4–6-х и 8–9-х классах. Этим же постановлением были учреждены золотые и серебряные медали для выпускников СШ.
1943-1944 годы — долгожданное время изгнания захватчиков с родной земли, привносят в деятельность Наркомата народного просвещения РСФСР новые неординарные решения. Прежде всего надо было завершать дело всеобщего народного образования, начатое движением за ликвидацию безграмотности в 20-е годы в стране, где более половины населения было неграмотным.
По предложению Наркомата просвещения РСФСР Совнарком РСФСР 14 июля 1943 года издаёт инструкцию, подлежащую неукоснительному исполнению на местах: «Об организации учёта детей и подростков в возрасте от 8 до 15 лет и о порядке контроля за выполнением «Закона о всеобщем обязательном обучении». С перечнем конкретных мер. В связи с работой на производствах массы подростков, заменивших фронтовиков, СНК СССР по представлению Наркомата просвещения РСФСР издаёт постановление «Об обучении подростков, работающих на предприятиях», обязывающее совнаркомы союзных и автономных республик, краевых и областных Советов депутатов трудящихся организовать в городах и рабочих посёлках сеть общеобразовательных школ для рабочей молодёжи, в дальнейших постановлениях именуемых просто — вечерними. Наркомат просвещения РСФСР обязывает библиотеки страны развернуть пропаганду вечерних школ.
В воспоминаниях того времени сообщается, например, о таком опыте: часы работы библиотек организовывались так, чтобы совпадали с окончанием рабочей смены. У проходной завода и на дверях библиотеки к молодым рабочим взывал плакат: «Ты записался в вечернюю школу?» Приглашённых в библиотеку ребят ожидали беседы о том, что даст им образование в скором послевоенном будущем, им раздавали самодельные книжицы, сшитые из вырезок статей и стихов, опубликованных в газете «Правда», с просьбой прочесть и вернуть для передачи другим.
Проверка комиссиями Наркомпроса РСФСР уровня образования в сельской местности показала, что, оказывается, среди лиц пожилого возраста есть ещё люди почти неграмотные. Постановление от октября 1943 года за подписью В.П. Потёмкина «О мерах по ликвидации неграмотности» мобилизовывало учителей и старшеклассников на преодоление этого «рудимента царского времени». По воспоминаниям активистов этого ликбеза военной поры, хорошим стимулом для обучающихся было их желание самим читать-перечитывать письма с фронта от родного человека и сочинение собственноручного ответа.
Война, разруха и всеобщий голод не стали причинами для прекращения образовательного процесса в нашей стране. Наоборот, ученики с особым рвением впитывали новые знания, ведь они четко понимали – будущее страны в их руках.
ДЬЯЧКОВ ВЛАДИМИР ЛЬВОВИЧ, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», член АНО «Тамбовское библиотечное общество».
ЖИТИН РУСЛАН МАГОМЕТОВИЧ, кандидат исторических наук, главный библиограф ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина», член АНО «Тамбовское библиотечное общество».
Статья подготовлена в рамках проекта «Война глазами детей», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов (Проект № 23-2-015890).