На жизнь не роптал. Как дети трудились в годы Великой Отечественной войны

На жизнь не роптал. Как дети трудились в годы Великой Отечественной войны, изображение №1

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2025 году исполнится 80 лет Победы нашего народа в войне против фашизма. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Но война не стерлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе четыре года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество. Тогда невыносимо было всем: и старым, и малым, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.

Для организации труда подростков еще до начала Великой Отечественной в СССР было создано Главное управление трудовых резервов. Оно занималось мобилизацией детей и распределением их по ремесленным и фабрично-заводским училищам. Чтобы обеспечить наполняемость, ввели плату за обучение школьников в старших классах. Тем, у кого денег на учебу не хватало, приходилось идти в «ремеслуху» и пополнять ряды рабочего класса.

Чрезвычайна обстановка военного времени вполне закономерно резко увеличила интенсивность труда молодёжи в сельском хозяйстве. В первую очередь это касалось продолжительности рабочего времени и трудовых нагрузок. В отношении сельской молодёжи и подростков можно сказать, что такое понятие как нормированная продолжительность рабочего дня практически отсутствовало. Ритм трудовой деятельности для селян традиционно измерялся не какими-либо установленными актами, а прежде всего продолжительностью светлого времени суток. Из всего годичного цикла сельскохозяйственных работ – весеннего сева яровых хлебов, прополки культур в первые летние месяцы, уборочной компании, осенней вспашки и сева озимых – наибольшей интенсивностью трудовых усилий выделялись периоды весеннего сева и, в особенности, уборки урожая во второй половине лета – начала осени. Рабочий день для молодых крестьян начинался буквально с первыми лучами солнца. В отчёте Староюрьевского райкома партии за июль 1941 года отмечалось, что колхозники, подавляющую часть которых составляли старики и подростки, приступали к работе уже в 4 часа утра и заканчивали её поздно вечером – уже в сумерках. Как вспоминала одна из жительниц села Чернавка Бондарского района, они – молодые девушки, работавшие в колхозе, — вставали в 3-4 часа утра и сразу же отправлялись на работу; рабочий день заканчивался с наступлением темноты, и спать ложились уже после 10 часов вечера. Косвенное подтверждение этим свидетельствам мы находим и в официальной документации областного комитета ВЛКСМ. Так, на заседании бюро обкома комсомола в августе 1942 года как пример абсолютно недопустимого в военных условиях поведения рассматривался режим трудовой деятельности комсомольцев колхоза «Ответ интервентам». Последние выезжали на работу в 8-9 часов утра и заканчивали её к 6-7 часам вечера. Формально они могли отрабатывать и 11 часов, но это противоречило как требованиям государства в отношении интенсивности труда колхозников, так и традиционной крестьянской трудовой культуре, содержание которой формировалось ещё под воздействием общинной психологии и морали. Но зачастую даже и этой «нормальной», с крестьянской точки зрения, продолжительности рабочего дня «от зари до темна» оказывалось недостаточно для выполнения необходимого объёма работ. Чаще всего это происходило во время уборки зерновых культур. Практически полное отсутствие механизации труда в сфере аграрного производства могло быть компенсировано лишь увеличением численности рабочей силы. Между тем, количество трудоспособного населения в тамбовской деревне в годы войны лишь только сокращалось. Сказывались призыв военнообязанных и трудовые мобилизации молодёжи на различные виды работ в пределах или за пределами области. Хоть в какой-то мере воздействие данных негативных факторов могло компенсировать лишь максимальное уплотнение режима трудовой деятельности всех способных выйти в поле.

Тяжелым испытанием для тамбовской молодежи стал труд в промышленности. Основу рабочей силы на производстве в период войны составляли женщины и подростки. Осенью 1945 г. женщины составляли 57 % занятых в промышленности Тамбовской области и около 50 % – на транспорте. Весной 1942 г. женщины составляли свыше 30 % работающих на ТВРЗ, 63 % – на Моршанской суконной фабрике, 65 % – на Арженской суконной фабрике. В 1944 г. доля женщин на котовском пороховом заводе № 204 достигала 68 %. Исключительно велика была в годы войны на производстве роль молодежи. Так, на котовском пороховом заводе доля молодежи с 1940 по 1944 г. выросла с 2,9 до 48,5 %, а на мичуринском заводе им. В.И. Ленина в первой половине 1945 г. молодежь составляла 95 % всех работающих. В целом по области этот показатель колебался в пределах 50 – 70 %. По некоторым данным, к концу войны на молодых рабочих приходилось до 80 % выполненных производственных заданий.

Как и в целом по стране, трудовой энтузиазм работников тамбовских предприятий с началом войны резко вырос. Значительным событием в производственной жизни страны в период войны явилась деятельность комсомольскомолодежных фронтовых бригад. Для присвоения бригаде статуса фронтовой от ее членов требовалось систематическое перевыполнение производственных заданий, умение совмещать разные профессии, бороться за повышение качества изготовленной продукции, экономию сырья и материалов, строго соблюдать дисциплину на производстве и в быту. Первые фронтовые бригады появились в СССР в сентябре 1941 г. на заводе «Уралмаш» в Свердловске (бригада М. Попова) и Горьковском автомобильном заводе (бригада В. Шубина). В Тамбовской области первые две фронтовые бригады возникли в декабре 1941 г. на Мичуринском паровозоремонтном заводе. Почин подхватил тамбовский завод «Ревтруд», где уже весной 1942 г. насчитывалось 56, а летом – 66 комсомольско-молодежных фронтовых бригад. Однако в 1942 г. и даже в 1943 г. соревнование фронтовых бригад на Тамбовщине еще не приобрело значительных масштабов. Так, в Мичуринске – родине тамбовских фронтовых бригад, последних в 1942 г. насчитывалось всего 7, а к концу 1943 г. их число выросло до 15. В Тамбове в начале 1944 г. на крупных предприятиях действовало 118 фронтовых бригад.

Таким образом, благодаря величайшему напряжению сил народа, включение всех возможных ресурсов страна одержала Великую Победу в той страшной войне. Победа стала общим делом без разделения на пол и возраст, и дети внесли свой неоценимый вклад, возложив на алтарь победы свое Детство.

ЖИТИН РУСЛАН МАГОМЕТОВИЧ, кандидат исторических наук, главный библиограф ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина», член АНО «Тамбовское библиотечное общество».

ТОПИЛЬСКИЙ АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии ТГУ им. Г.Р. Державина, член АНО «Тамбовское библиотечное общество».

Статья подготовлена в рамках проекта «Война глазами детей», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов (Проект № 23-2-015890).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.